Windows 3.0. Виндовс 0


А какая Windows была первой у тебя? День рождения Windows 3.0 / Блог компании Microsoft / Хабр

Привет, Хабр! Сегодня, 22 мая, день рождения Windows 3.0. 28 лет назад (представляете?) была выпущена первая версия Windows, завоевавшая широкую популярность среди пользователей. Мы решили немного поностальгировать и написали статью о значимых ПК-версиях системы. Начнем с единички и придем к десятке, но их там больше десяти. Подробнее под катом.

Итак, поехали! Microsoft Windows была представлена ​​Биллом Гейтсом 10 ноября 1983 года. Изначально Windows была всего лишь графической надстройкой-программой для операционной системы 80-х и 90-х годов MS-DOS.

Windows 1.0, 1985

Источник img

Первенец. Что-то не черное. 4 версии. 3 обновления. Но пока не успех. Windows 1 не стала прорывом для компании на рынке, но положила начала семейству. Сегодня ей уже почти 33 года (День рождения 20 ноября).

Windows 2.0, 1987

Источник img

Вторая версия Windows появилась на свет в холодном декабре 1987. И ведь действительно холодном. 9 декабря, в день выхода, в Москве, например, было до -11. Для сравнения, в недавнем декабре 9 числа было -4. В числе нововведений системы были, впервые, перекрывающиеся окна. Система получила протокол динамического обмена данными и поддержку выхода за пределы объема основной памяти DOS.

Windows 3.0, 1990

Источник img

А вот и именинник. Именно в Windows 3.0 появился диспетчер файлов. Также серьезно улучшился диспетчер программ. Да и версия получила много нововведений, полезных для разработчиков.

Windows NT 3.1, 1993

Источник img

Прародитель и XP, и семерки, и сегодняшней десятки — NT 3.1. Именно в ней впервые использовалось ядро NT. Кроме этого, в ней впервые появилась файловая система NTFS.

Windows NT 3.5, 1994

Источник img

Важная версия, хоть и не балующая большим количеством нововведений. Была серьезно оптимизирована по сравнению с предыдущей версией.

Windows 95, 1995

Источник img

На дворе 1995 год. Год выпуска Java, кстати. Microsoft выпускает систему, не просто напоминающую современные, а по-настоящему похожую. Точнее, именно современные системы похожи на 95. В ней появился новый интерфейс, а в именах файлов стало возможно использовать больше, чем 8 символов. Кроме того появился Plug and Play, больше не нужно было самостоятельно устанавливать новые устройства в системе.

Windows NT 4.0, 1996

Источник img

Последняя Windows с обозначением NT прямо в названии. Стиль уже был как у Windows 95. Поддерживали ее до 2001 года, выпустив 9 обновлений с исправлениями недоработок.

Windows 98, 1998

Источник img

Многие называют Windows 98 идеологическим продолжением Windows 95. Из нововведений стоит отметить функцию перевода ПК в спящий режим, функцию конвертации файловой системы из FAT16 в FAT32, а также интеграцию узла Windows Update, с которой можно было скачивать обновления.

Windows 2000, 2000

Источник img

Является продолжением Windows NT 4.0. Из нововведений стоит выделить поддержку Active Directory. Также система включает в себя третью версию ASP. Кроме того, появилась шифрующая файловая система EFS.

Windows ME, 2000

Источник img

Windows Millennium Edition. Звучит серьезно, правда? К сожалению, система подверглась критике. Однако, в ней было много всего нового: в ней впервые появился Windows Movie Maker. Кроме того, были представлены опции восстановления системы и защиты файлов Windows.

Windows XP, 2001

О да. Честно говоря, я бы с радостью сейчас поработал с XP. Появившись летом 2001 года она надолго завоевала сердца многих разработчиков и пользователей, и не просто так. С точки зрения дизайна, в XP появились плавные линии — система переходила к этому как автопром, уходя от прямых углов. Теперь можно было быстро менять пользователей и удаленно управлять компьютером. Также командная строка получила улучшения и много-много всего другого. В 2014 году мы перестали ее поддерживать.

Windows Vista, 2007

Она стала быстрее XP во многих аспектах, а также более безопасной, чем XP. В ней впервые появились Bitlocker, Windows Defender и родительский контроль. В дальнейших обновлениях добавились Windows Search 4.0 и множество более мелких изменений и улучшений.

Windows 7, 2009

Семерка. Она популярна до сих пор, наверняка в голосовании ниже мы увидим это. И она действительно крутая. Из новенького, в ней появились мультитач, новый интерфейс Windows Media Player и многое другое. Кстати, для России были сделаны 6 уникальных обоев для рабочего стола. Дизайн тоже немного изменился. Описывать его смысла нет, и так все знают.

Windows 8, 2012

Мы подошли к неоднозначной системе. Она была выпущена всего 6 лет назад, но уже 2 года как не поддерживается. Стиль стал совершенно другим, в восьмерке он базировался на принципе Metro. Именно в этой системе появилась учетная запись Microsoft, Windows Store, привычный сегодня проводник, а также новый диспетчер задач. Пропало меню пуск.

Windows 8.1, 2013

Она появилась всего через год после выхода Windows 8. Из-за этого и не только появилось не так много нововведений. Одно из них — четвертая версия PowerShell. Также вернулось меню пуск.

Windows 10, 2015

Windows 10 — сегодняшняя актуальная версия Windows. По сравнению с 8.1 в ней появилось следующее: Пуск вернулся полноценно, существенные доработки интерфейса, разработана эмуляция интерфейсов ядра Linux. Кроме этого, добавлено огромное количество нововведений, здесь смысла перечислять их нет. Кстати, мы удалили сапер, косынку, паука и так далее. Но не волнуйтесь, теперь все в одном приложении. Если отключили интернет (у меня такое в самолете было) все равно можно спастись от скуки.

Продолжение следует

Вот такие они, основные версии Windows. Были и другие, но их будем считать обновлениями описанных.

И да, все смотрели новых Мстителей? Спасибо @starrcunanan за крутой мем.

habr.com

Windows 3.0 - это... Что такое Windows 3.0?

Windows 3.x — общее название семейства операционных систем компании Майкрософт, выпущенных с 1990 по 1994 год. Первой широко распространённой версией Microsoft Windows стала 3.0, позволив Майкрософт соревноваться с Commodore Amiga в области операционных систем с графическим интерфейсом.

Windows 3.0

Windows 3.0 была выпущена 22 мая 1990 года и имела значительно обновлённый пользовательский интерфейс, а также технические усовершенствования, позволявшие использовать возможности процессоров 80286 и 80386 по управлению памятью.

Текстовые программы, созданные для многозадачной базы для старых программ; однако, для домашних компьютеров эта функция не имела большого значения, так как большинство игр и развлекательных приложений по-прежнему требовали непосредственный доступ к DOS.

Средство MS-DOS Executive, использовавшееся ранее для запуска программ и управления файлами, было заменено средствами Диспетчер Программ и Диспетчер Файлов, упростившие эти действия. Тем не менее, MS-DOS Executive по-прежнему поставлялась с системой в качестве альтернативного пользовательского интерфейса. Панель Управления, ранее представлявшая из себя обыкновенный апплет, была переделана и стала походить больше на свой аналог в операционной системе Mac OS. В ней были централизованы системные настройки, включая ограниченное управление цветовой схемой интерфейса. В поставку было включено несколько простых приложений, например, текстовый редактор Блокнот и текстовый процессор Write (оба они были унаследованы от предыдущих версий Windows), средство записи макрокоманд (новая возможность Windows 3.0; впоследствии была удалена), и калькулятор (также из предыдущих версий). Более старая игра Реверси была дополнена карточным пасьянсом «Косынка».

Windows 3.0 была последней версией Windows, которая, по заявлениям Microsoft, поддерживала полную совместимость со старыми приложениями Windows.

Расширения для мультимедиа

Расширения для мультимедиа были выпущены осенью 1991 года для поддержки приводов компакт-дисков и звуковых карт, по мере того, как они становились все более распространёнными. Эти расширения были выпущены для реальном режиме. Впоследствии, многие функции этих расширений были включены в Windows 3.1.

Windows 3.1 и более поздние версии

Windows 3.1 (изначально носившая кодовое имя Janus), выпущенная 18 марта 1992 года, была расширением Windows 3.0. Она включала систему шрифтов антивирусную программу Microsoft Anti-Virus for Windows, которая позже стала известна тем, что определяла программу установки Windows 95 как содержащую компьютерный вирус. Начиная с этой версии системы Windows поддерживают 32-разрядный доступ к жёсткому диску.

Windows 3.1 была разработана таким образом, чтобы иметь максимальный уровень обратной совместимости с более старыми платформами Windows. Как и версия 3.0, Windows 3.1 имела Диспетчер Файлов и Диспетчер Программ.

Была также выпущена специальная версия, названная Windows 3.1 для Центральной и Восточной Европы, которая поддерживала кириллицу и имела шрифты с диакритическими знаками.

Встроенная поддержка сетей появилась в версии Windows для рабочих групп 3.1 (Windows for Workgroups 3.1), расширенной версии Windows 3.1. Она включала в себя поддержку NetBEUI и/или кэш VCACHE.386. Кроме того, в версии 3.11 была убрана поддержка стандартного режима и игра «Реверси». Поддержка протоколов TCP/IP в Windows 3.x основывалась на отдельных пакетах от третьих сторон (например, Winsock). Дополнение от Microsoft (с кодовым именем Snowball) также предоставляло поддержку TCP/IP в Windows для рабочих групп, но этот пакет не стал широко доступным.

Ограниченная совместимость с новым 32-разрядным API Win32, который использовался в Windows NT, предоставлялась дополнительным пакетом Win32s.

Windows 3.2 была версией только для китайского языка.

Со временем, Windows 3.x была заменена Windows 95, Windows 98 и более поздними версиями, которые интегрировали компоненты MS-DOS и Windows в единый продукт.

В дальнейшем Windows 3.x нашла применение во встроенных системах. 1 ноября 2008 Microsft прекратила выдачу лицензий на её использование[1].

Режимы доступа к памяти

Семейство Windows 3.x могло функционировать в трёх различных режимах работы с памятью:

  • Реальный режим, предназначенный для старых компьютеров (8086, 8088, 80186).
  • Стандартный режим, предназначенный для компьютеров с процессором 80286.
  • Расширенный режим 386, предназначенный для компьютеров с процессором 80386.

Реальный режим позволял компьютеру работать так, как если бы он был компьютером 8088, включая ограничение на максимальный доступный объём оперативной памяти (1 мегабайт). Схема расширенной памяти применялась для того, чтобы использовать память в адресном пространстве выше 1 мегабайта (если таковая имелась). Это существенно замедляло работу компьютера, и реальный режим использовался только в том случае, если какие-либо старые приложения не могли работать в стандартном и расширенном режимах, либо на старых компьютерах, которые поддерживали только реальный режим. Windows 3.0 была последней версией Windows, которая могла работать в реальном режиме.

Стандартный режим требовал процессор 286 или выше, и использовал защищённый режим такого процессора. Это позволяло напрямую обращаться ко всей оперативной памяти компьютера одновременно, и давало возможность использовать виртуальную память, многозадачность (Windows не использовала многозадачность в стандартном режиме 286) и защиту памяти, что делало Windows более стабильной в случае ошибки в приложении. Поддержка стандартного режима отсутствует в Windows для рабочих групп 3.11.

Расширенный режим 386 требовал процессор 386 или выше. Он включал все преимущества стандартного режима, плюс 32-разрядную адресацию для более быстрого обращения к памяти и выполнения программ. Однако этот режим требовал поддержки со стороны драйверов, поэтому устройства со старыми драйверами не могли работать в расширенном режиме. Ввиду этого пользователям приходилось ждать появления новых драйверов, удалять устройства из компьютера, либо работать в стандартном режиме.

В стандартном и расширенном режимах Windows 3.1 была ограничена 256 мегабайтами памяти; для Windows 3.0 это ограничение равнялось 16 мегабайтам. В то время большинство компьютеров на основе процессора 386 редко имели более 8 мегабайт оперативной памяти, так что если бы потребление памяти выросло до 256 мегабайт, большая часть её поддерживалась бы виртуальной памятью на жёстком диске, приводя к серьёзному замедлению работы.

Полная ОС или оболочка для MS-DOS?

Системы Windows (не только 3.x и ниже, но также и Windows 4.x: 95, 98 и Me) имеют сложную, оригинальную, гибридную и не полностью документированную внутреннюю структуру. Прежде всего, для их работы требуется

Windows 3.x требует предварительно установленной копии MS-DOS, которая должна загружаться при включении компьютера. Windows затем запускается как приложение, и её работа может быть прервана в любое время, в результате чего пользователь возвращается в обычную командную оболочку MS-DOS. Кроме того, драйверы для некоторых устройств (включая драйверы для приводов компакт-дисков и доступа к сети) предоставляются MS-DOS. С другой стороны, Windows требует специальным образом написанных приложений, и имеет особый формат для исполняемых файлов, который значительно сложнее, чем аналогичный формат в MS-DOS. Windows имеет большое количество собственных драйверов и по большей части собственную систему управления памятью.

Помимо этого, MS-DOS не изолирует приложения от аппаратного обеспечения и не защищает себя саму от приложений. Резидентная часть MS-DOS сродни библиотеке функций, предназначенных для работы с дисковыми накопителями и для загрузки приложений с них. Программа в среде MS-DOS имеет возможность выполнять любые действия, в том числе заменять или пропускать код MS-DOS или его часть, временно или постоянно. Windows использует эту возможность в своих собственных целях, и уровень пропуска стандартного кода MS-DOS возрастал с каждой новой версией. Windows 3.1 и её 32-разрядный доступ к диску заменял код файлам. Это впоследствии сделало возможной поддержку длинных имён файлов в Windows 95, в результате чего файловый код DOS оказался устаревшим.

Также, программа MS-DOS, работающая в среде Windows, могла использовать те возможности Windows, которые не поддерживались DOS. Программа MS-DOS, выполняющаяся в Windows для рабочих групп 3.11, автоматически использовала 32-разрядный доступ к файлам вместо обычных функций доступа к файлам и дискам, имеющихся в MS-DOS. Аналогично, особым образом написанная программа для MS-DOS, работающая в Windows 95, может использовать длинные имена файлов.

Такие же принципы работы характерны для Windows 98 и Windows Me, в которых по-прежнему смешаны 16-разрядный и 32-разрядный код. Тем не менее, с каждой последующей версией 16-разрядный код становился всё менее заметным.

Семейство Windows NT, представляют собой операционные системы, которые полностью отделены от MS-DOS и целиком составлены из 32-разрядного кода. Программы MS-DOS работают в специальных виртуальных машинах DOS, которые реализованы посредством обыкновенного API Win32.

Внешние ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Windows 1.0 - это... Что такое Windows 1.0?

Есть более полная статья

Windows 1.0, выпущенная 20 ноября 1985 года, была первой попыткой Microsoft реализовать многозадачную операционную среду для IBM PC с графическим интерфейсом.

Возможности

В отличие от последующих версий, Windows 1.0 предоставляла лишь ограниченную поддержку многозадачности для существующих программ MS-DOS, концентрируясь в основном на создании парадигмы среды для выполнения и взаимодействия приложений, а также стабильного API для будущих Windows-программ.

Windows 1.0 часто считают «оболочкой» для операционной системы MS-DOS (это определение часто применяется и к более поздним версиям Windows).

На самом деле, Windows 1.0 запускалась из MS-DOS, её программы могли вызывать функции MS-DOS, а программы с графическим интерфейсом запускались из тех же исполняемых EXE-файлов, что и обычные программы MS-DOS. Однако исполняемые файлы Windows имели другой формат (NE — англ. new executable), который мог обрабатываться только Windows и который, например, позволял подгружать код и данные по запросу. Приложения должны были управлять памятью только с помощью собственной системы управления распределением памяти Windows, которая позволяла использовать виртуальную память.

Определение Windows 1.0 как «оболочки для DOS» исходит из того факта, что она была создана лишь как графическая среда для работы приложений, а не как полнофункциональная ОС. Тем не менее Windows 1.0 включала собственные драйверы для видеокарт, мышей, клавиатур, принтеров и последовательных портов. Предполагалось, что приложения будут вызывать лишь API, построенные на основе этих драйверов. Учитывая, что поддержка графики и периферийных устройств в MS-DOS крайне ограничена, приложениям приходилось обращаться непосредственно к аппаратному обеспечению (или, в некоторых случаях, к BIOS), чтобы выполнить необходимые действия. Таким образом, Windows 1.0 была не просто оболочкой для MS-DOS, а дополняла и частично заменяла не представленные в MS-DOS возможности. Уровень замещения MS-DOS повышался в последующих версиях Windows.

История версий

Первая выпущенная версия (1.01, 20 ноября 1985 года) добавляла поддержку графических адаптеров EGA, появившихся в новых тогда компьютерах серии IBM PC/AT от IBM. Также была убрана игра «Пятнашки». Версия 1.0, запланированная в апреле 1984 года, не была выпущена из-за серьёзной ошибки.

Версия 1.02 (май 1986 года) была международной и имела локализации для разных европейских языков.

Версия 1.03 (август 1986 года) предназначалась только для США и содержала улучшения, которые делали её более похожей на международный выпуск. Она включала в себя драйверы для европейских клавиатур и дополнительные драйверы для экрана и принтеров а также добавлена поддержка графических режимов Tandy и AT&T.

Версия 1.04 (апрель 1987 года) добавляла поддержку графических адаптеров VGA, появившихся в компьютерах серии PS/2. В то же самое время Microsoft совместно с IBM анонсировали операционную систему OS/2 с графическим интерфейсом — Presentation Manager, которая, по замыслу компаний, должна была со временем заменить как MS-DOS, так и Windows.

Windows 1.0 была заменена выпущенной в апреле 1987 года Windows 2.0.

Аппаратные требования

Ссылки

xzsad.academic.ru


Смотрите также