Приобретение товара: установочный диск программного обеспечения. Приобретение виндовс косгу


Приобретение товара: установочный диск программного обеспечения

Согласно п. 57 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (далее – Инструкция № 157н), материальные объекты (материальные носители), в т. ч. CD и DVD, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, не относятся к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету. Приведенное выше требование распространяется и на материальные носители нематериальных активов, полученных учреждением (лицензиатом) в пользование, например на проведение медосмотров медработников.

Достаточно часто в договорах (контрактах) на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение стоимость материальных носителей отдельно не оговаривается. В таких случаях обязательства перед правообладателями в полном соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, оплачиваются за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Дело в том, что в подобных ситуациях к оплате предъявляется только стоимость пользовательских прав на программное обеспечение, а предоставление соответствующих CD и DVD рассматривается в качестве неотъемлемого элемента реализации прав учреждения (лицензиата).

↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  План ФХД, Положение о платных услугах, Уведомление о привлечении к сверхурочной работе

Если же в договоре на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение отдельно оговаривается стоимость поставки материальных носителей или же материальные носители приобретаются по отдельному договору, нет никаких оснований рассматривать расходы на их приобретение в качестве дополнительных расходов по приобретению неисключительных прав. Тем более что из содержания соответствующих первичных документов в подобных ситуациях будет недвусмысленно следовать, что осуществляется поставка вполне определенных материальных объектов, которые поступают в оперативное управление государственного (муниципального) учреждения.

При подобном порядке оформления договоров (контрактов) и первичных документов материальные носители в соответствии с положениями Инструкции № 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. В частности, CD и DVD, являющиеся материальными носителями нематериальных активов, могут приниматься к учету в составе материальных запасов и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, их приобретение должно оплачиваться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Приобретение на основании отдельного договора CD и DVD, являющихся материальными носителями нематериальных активов, существенно увеличивает риски возникновения претензий со стороны органов финансового контроля по поводу применения КОСГУ.

Сформулированную выше правовую позицию государственному (муниципальному) учреждению желательно согласовать с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (учредителем). Такое согласование может быть получено, например, путем утверждения приложений (расшифровок) к финансово-плановым документам (сметам, планам финансово-хозяйственной деятельности и т. п.).

К сведению

В рассматриваемой ситуации актуален вывод судей ВАС РФ: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ).

www.zdrav.ru

УЧЕТ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Журнал "Советник Бухгалтера"

    

УЧЕТ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И.В. Вадимова,консультант-эксперт

     Современную хозяйственную деятельность уже невозможно представить без компьютеров и установленного на них программного обеспечения. Программы могут приобретаться вместе с компьютерами и другой техникой или отдельно. Операции по приобретению программного обеспечения вызывают немало вопросов, решение которых зависит от вида и условий договора, по которому приобретается программа. 

Программное обеспечение и приобретаемое право

     Программой для ЭВМ, согласно статье 1261 Гражданского кодекса РФ, является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.    Программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) являются охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности (пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).    На результаты интеллектуальной деятельности относятся интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом (ст. 1226 ГК РФ).    При этом интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором он выражен (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Это значит, что для приобретения законного права пользования программным обеспечением (далее - ПО) недостаточно приобрести магнитный носитель с ее записью, а необходимо приобретать у правообладателя право использования ПО.    Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на ПО путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования ПО в установленных договором пределах (лицензионный договор).    Таким образом, у учреждения может возникнуть право использования ПО в следующих случаях:

1.ПО приобретено у правообладателя по договору об отчуждении исключительного права.
2.ПО получено в пользование по лицензионному договору.
3.ПО самостоятельно создано учреждением.

    В последнем случае необходимо иметь в виду, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации (п. 1 ст. 1232 ГК РФ).     Также подлежит государственной регистрации отчуждение исключительного права по договору (п. 2 ст. 1233 ГК РФ). Если данное условие о регистрации договора отчуждения исключительного права не выполняется, право учреждения на ПО (приобретенное или созданное) подлежать охране не будет. 

Особенности учета ПО

     Программное обеспечение по неисключительному лицензионному договору может приобретаться либо вместе с компьютером (предустановленное ПО), либо отдельно от него (например, так называемое коробочное ПО, то есть готовая программа с определенным набором функций, одинаковым для всех заказчиков). 

Предустановленное ПО

     При приобретении предустановленного ПО его стоимость может включаться в стоимость компьютера в сборе, а может быть выделена в документах поставщика отдельной строкой.    Если стоимость ПО не выделена в накладной, то она входит в первоначальную стоимость компьютера.    Спорным является вопрос, надо ли включать в первоначальную стоимость компьютера стоимость предустановленного ПО, выделенную в накладной поставщика отдельной строкой.

www.referent.ru

КОСГУ: приобретение ОС с установкой

Заключается один государственный контракт с единственным поставщиком на поставку кондиционера с установкой и демонтаж неработающего кондиционера По какому коду КОСГУ отразить кассовые расходы согласно Указаний, утвержденных приказом Минфина РФ № 65н от 01.07.2013г? Хотелось бы еще раз уточнить, как отразить по бухгалтерскому учету приобретение кондиционера с установкой?

Если в предмете и стоимости договора выделены отдельнопоставка кондиционера с установкой и работы по демонтажу неработающего кондиционера, расходы отразите аналогично расходам, произведенным по отдельным договорам:

 

приобретение кондиционера – статья КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств";

установка кондиционера – подстатья  КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги"

демонтаж неработающего кондиционера – подстатья  КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги".

Такой вывод можно сделать, исходя из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

В рассматриваемой ситуации  договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда. Это должно подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств - по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 оформляется товарная накладная (форма № ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту. К учету кондиционер нужно принять по стоимости с НДС, указанной в накладной:

Дебет КРБ.0.106.31.310  Кредит КРБ.0.302.31.730 – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Нужно отметить, что кондиционер может быть принят к бюджетному учету в качестве основного средства только после окончательного формирования его первоначальной стоимости, то есть после установки. При этом первоначальная стоимость кондиционера должна включать и стоимость монтажных работ, которая будет учтена на счете 0.106.31. 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения":

Дебет КРБ.0.106.31.310  Кредит КРБ.0.302.26.730 – отражены затраты по установке кондиционера;

Дебет КРБ.0.101.34.310 Кредит КРБ.0.106.31.310 – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.

Обоснование

www.budgetnik.ru

Наладка и настройка персональных компьютеров,установка программного обеспечения

К какому виду КОСГУ нужно отнести оплату по следующим видам работ: наладка и настройка персональных компьютеров,установка программного обеспечения, антивирусная диагностика, удаление вирусов, администрирование локально-вычислительных сетей?

сообщаем следующее: Расходы по оплате договора, предметом которого является наладка и настройка персональных компьютеров, установка программного обеспечения, антивирусная диагностика, удаление вирусов, администрирование локально-вычислительных сетей, подлежат отнесению на подстатью КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги". Объясняется это так. В рассматриваемой ситуации работы (услуги) по наладке и настройке персональных компьютеров фактически приводят оборудование в состояние, пригодное к эксплуатации. В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, монтажные работы, связанные с установкой (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) локально-вычислительной сети, контроля доступа и иных аналогичных систем, работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения подлежат отнесению на подстатью КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги". Следовательно, расходы по наладке и настройке персональных компьютеров также нужно относить на подстатью КОСГУ 226. Что касается работ по установке программного обеспечения, антивирусной диагностики, удалению вирусов, администрированию локально-вычислительных сетей, в рассматриваемой ситуации речь идет о расходах на услуги в области информационных технологий, поэтому данные расходы следует отражать также по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги". Такой вывод можно сделать, исходя из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Обоснование

www.budgetnik.ru

КОСГУ на обслуживание персональных компьютеров

Учреждением заключен договор на обслуживание персональных компьютеров. В предмете договора не оговорено техническое это или информационное обслуживание. Согласно спецификации имеет место как техническое обслуживание ПК, так и удаленное обслуживание, представляющее собой удаленный компьютерный мониторинг оборудования. Т.е. специалист компании поставщика на своем рабочем месте по результатам данных программы проводит анализ работы оборудования и дает рекомендации по дальнейшей работе. Ремонт и обслуживание оборудования на основании полученных рекомендаций ведется уже силами организации-заказчика.Относится ли данная услуга к информационному обслуживанию и возможно ли оплатить договор по ЭКР 225 в части технического обслуживания и ЭКР 226 в части удаленного обслуживания?

Оказанные учреждению услуги в рамках заключенного договора следует отнести к следующим подстатьям КОСГУ:

- подстатья КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" - в части технического обслуживания персональных компьютеров;

- подстатья КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" - в части оплаты услуг удаленного обслуживания.

Объясняется это тем, что техническое обслуживание персональных компьютеров направлено на обеспечение качественного и бесперебойного функционирования, поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей системы).

В соответствии с положениями Указаний N 65н расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с поддержанием технико-экономических и эксплуатационных показателей, ремонтом нефинансовых активов осуществляются за счет подстатьи КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".

Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н на подстатью КОСГУ 226 "Прочие работы и услуги" относятся в частности расходы по оплате договоров на оказание услуг и выполнение работ в области информационных технологий. Удаленное обслуживание, представляющее собой удаленный компьютерный мониторинг оборудования с помощью специальных программ, по результатам данных которых проводится анализ работы оборудования и даются рекомендации по дальнейшей работе, относится к услугам в области информационных технологий. Поэтому расходы на оплату услуг удаленного обслуживания следует отнести на подстатью КОСГУ 226.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Иными словами, стороны вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. А также подписать смешанный договор, в котором будут элементы различных договоров.

Бюджетное законодательство тоже не содержит положений, ограничивающих количество кодов КОСГУ, по которым возможна оплата в рамках одного договора. Правомерность постановки на учет бюджетного обязательства по договору по разным КОСГУ подтверждают указания по заполнению Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702), в которых графа 4 раздела 5 "Расшифровка обязательства" заполняется с отражением действующих кодов бюджетной классификации Российской Федерации (а не одного кода), по которым принимается бюджетное обязательство (пункт 5.2 приказа Минфина России от 19.09.2008 № 98н).

Таким образом, разрешается заключать один договор, оплачиваемый по разным кодам КОСГУ.

Обоснование

www.budgetnik.ru

Приобретение комплектующих компьютера

На какой КОСГУ бюджетной классификации относится приобретение сетевого фильтра и блока питания в казенном учреждении. На 310 или 340?

Приобретение сетевого фильтра и блока питания отразите в учете и отчетности по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел Vуказаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Если покупаете запчасти для компьютера отдельно у разных поставщиков, и только после сборки они образуют компьютер. Или же приобретаете комплектующие компьютера для замены, тогда учтите их в составе материальных запасов, как и остальные запчасти к компьютеру. А расходы проводите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Запасные комплектующие для компьютера (в т.ч., сетевой фильтр и блок питания) учитываются в составе материальных запасов (п. 99, 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поступление, перемещение и выбытие комплектующих для компьютера в бухучете отразите на счете 105.06 «Прочие материальные запасы» (п. 117 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Из ситуации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как в бухучете отразить составные части компьютера (системный блок, монитор и т. п.)

Составные части компьютера, без которых он не может работать, нужно учесть как единый объект основных средств (компьютер). А те предметы, без которых компьютер функционирует нормально, учтите отдельно (например, принтер). Кстати, если составные части для сборки компьютера вы покупаете у разных поставщиков, то учтите их как материальные запасы.

Составными частями компьютера являются монитор, системный блок, клавиатура, мышь и т. п. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Так, клавиатура и мышь являются устройствами ввода информации (ввод команд, текста), а монитор – это устройство ее вывода. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта основных средств. Такой порядок следует из пункта 41 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) составные части компьютера относятся к группе «Техника электронно-вычислительная» (код по ОКОФ – 14 3020000). По Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, техника электронно-вычислительная включается во вторую амортизационную группу (код по Классификации – 14 3020000). В бухучете применяется максимальный срок полезного использования, установленный для амортизационных групп (п. 44 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). То есть все элементы компьютера имеют одинаковый срок полезного использования (три года). А значит, учесть их как отдельные объекты основных средств нельзя. Такой вывод следует из пункта 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В качестве отдельных объектов основных средств можно учесть только те предметы, без которых компьютер может работать и которые соответствуют критериям основного средства. Например, принтер – код по ОКОФ 14 3020360 «Устройства ввода и вывода информации». Ведь без него компьютер будет работать. А также те составные части, которые учреждение планирует эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования. К примеру, монитор предполагается присоединять к разным компьютерам.

Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 23 июля 2012 г. № 02-06-10/2637. При этом указанное письмо содержит еще один вариант, когда составные части объекта могут быть учтены как самостоятельные основные средства. Это случай, когда срок полезного использования составных частей компьютера отличен от иных элементов комплекса. Но такой вариант маловероятен. Ведь в ОКОФ поименованы основные элементы компьютера, и все они включены во вторую амортизационную группу (т. е. все имеют одинаковый срок полезного использования – три года).

КОСГУ

Код КОСГУ для оплаты больше не используют. Но для бухучета и отчетности он по-прежнему важен. Ведь балансовые счета должны быть с ним увязаны.

Как же расходы на компьютерную технику распределить по кодам КОСГУ:

  • если покупаете компьютер в сборке у одного поставщика, а в документах на приемку указаны его составные части, то расходы должны пройти по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». По этому же коду отразите затраты на оборудование, которое оприходуете отдельно от компьютера (т. к. его наличие или отсутствие не влияет на работу компьютера). Например, принтер, сканер и т. д.;
  • покупаете запчасти для компьютера отдельно у разных поставщиков и только после сборки они образуют компьютер? Тогда учтите их в составе материальных запасов, как и остальные запчасти к компьютеру. А расходы проводите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел Vуказаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). То есть при их покупке вы отразите: Дебет 105.36 Кредит 302.34, а при сборке компьютера: Дебет 106.31 Кредит 105.36 и Дебет 101.34 Кредит 106.31.

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену комплектующих в компьютере

Бухучет: запасные комплектующие

Запасные комплектующие для компьютера (монитор, клавиатура, процессор, жесткий диск, CD-ROM и т. п.) учитываются в составе материальных запасов (п. 99, 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поэтому учет операций, связанных с поступлением и списанием комплектующих в бухучете, аналогичен общему порядку поступления и списания материальных запасов.

Поступление, перемещение и выбытие комплектующих для компьютера в бухучете отразите на счете 105.06 «Прочие материальные запасы» (п. 117 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

13.09.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Выбор кода КОСГУ: 310 или 340

Отнесение объекта к основным средствам или материальным запасам и соответственно выбор кода КОСГУ 310 или 340 всегда вызывали множество вопросов. Недаром в Указаниях 65н появилось уточнение по этой теме. Рассмотрим спорные моменты и типичные ошибки бухгалтеров при применении бюджетной классификации и ответим на вопрос «с какой статьи платить – 310 или 340».

Ситуация №1

Учреждение планировало приобрести комплект оборудования для актового зала в составе: монитор, системный блок, проектор, клавиатура, мышь. Была направлена заявка на кассовый расход в орган федерального казначейства (ОФК) на весь договор поставки с отражением по статье 340 КОСГУ.

ОФК отклонил заявку с формулировкой: «за проектор оплатить по коду 310 КОСГУ»

Совет бухгалтеру: направить в ОФК официальное письмо, в котором объяснить, что в соответствии с учётной политикой учреждения проекторы классифицированы как составные части. Потребовать письменного уведомления об отклонении платежа по коду 340 КОСГУ

Комментарий эксперта: как объяснили свою позицию работники казначейства, «по письму Минфина России только мониторы – это материальные запасы, а проекторы там не указаны». Проанализировав «директивы» финансового ведомства, можно прийти к выводу, что ОФК имеет в виду письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383. Однако оно утратило силу с 1 января 2011 г.

Если рассудить логически, проектор по функциональному назначению ничем от монитора не отличается.

И тот и другой объект без компьютера не работают. Их функции, по сути, состоят в трансляции «картинки». Поэтому учреждение и определило своей учётной политикой, что проекторы являются составными частями, т. е. материальными запасами.

Со ссылкой на учётную политику и функциональную принадлежность активов можно отстоять свое мнение перед органами казначейства.

Ситуация № 2

Учреждение приобретало по одному договору набор компьютерных составных частей: два монитора, два системных блока, две клавиатуры, две мыши. В ОФК была направлена заявка на кассовый расход на весь договор поставки с отражением по статье 340 КОСГУ.

ОФК отклонил заявку с указанием: оплатить по коду 310 КОСГУ»

Совет бухгалтеру: В данном случае единственным приемлемым вариантом было составить три договора поставки (отдельно на мониторы, на системные блоки, клавиатуры и мыши), чтобы покупка не ассоциировалось с комплектом

Комментарий эксперта: по словам работников органа казначейства, «учреждение покупает два комплекта, комплект – это основное средство, значит, платить нужно по коду 310 КОСГУ». На самом деле все приобретенные составные части и комплектующие планировалось использовать для замены их аналогов в разных автоматизированных рабочих местах.

Такое объяснение контролирующей структурой не было принято во внимание. Если бы бухгалтер учреждения пошел на поводу у работников ОФК, ему пришлось бы сразу после покупки разукомплектовывать основные средства на составные части. Чтобы избежать разукомплектации и лишних вопросов при ревизионной проверке, по согласованию с поставщиком поставка была разбита на три разных сделки. После этого никаких требований о применении статьи 310 КОСГУ со стороны казначейства не было

www.budgetnik.ru